Сегодня нахожусь на конференции eLearning elements 2018, и размышляю о личной ответственности за обучение. С Айгюн Курбаной на днях обсуждали ответственность за развитие своей карьеры, и сейчас вижу, что написанное в статье близко к теме обучения. Большинство компаний/людей хотят решить проблему здесь и сейчас, и пока не готовы рассмотреть системный подход к обучению. Поговорим?
Ответственность за обучение
Знаете, я во многом самоучка. Вырос в деревне, много читал в детстве и школьном возрасте, в университете много занимался сам, поскольку сокурсники были из лицеев и колледжей, и многие вещи уже изучали. Так и шел по жизни – надо научиться, садись и учись.
За годы обучения в университетах (ага, два высших) и работе в бизнесе по мере необходимости изучал педагогику, программирование (1С, SAP), менеджмент, продажи, HR, маркетинг, управление процессами, управление знаниями, модели и инструменты обучения… Сейчас фокус на моделях управления и поведенческой экономике, прикольно, но больше на английском языке ))) На русском, например, вот этот.
Так вот, за время своего развития и обучения у меня сформировался только один вывод: «Бессмысленно создавать среду обучения и обучать человека, который сам этого не хочет».
Можно долго спорить на эту тему и говорить, что:
- компания должна создавать пространство;
- компания должна создавать курсы;
- компания должна мотивировать;
- компания…
но, если человек не способен сам «желать обучаться и развиваться», все созданное бессмысленно. Я думаю, что вы знаете примеры, когда компания создавала порталы обучения, а ими никто не пользовался.
И на мой взгляд, человек «желать обучаться и развиваться», если он знает ответ на вопрос «Зачем?» Если у него нет ответа на этот вопрос, то он ничего не будет делать. Почему? Отправлю вас прочитать книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» или «Психолог в концлагере». В них есть все ответы.
Вопрос: что вас мотивирует обучаться и развиваться?
Автор: Александр Стома, основатель и руководитель HRedu.ru