Алена Алешина, эксперт в области развития эмоционального интеллекта и коуч-консультант, написала в Facebook замечательную статью о том, зачем в тренинге нужны упражнения.

Когда у нас спрашивают про наш тренерский курс, интересуются, будет ли там групповая динамика, работа с трудными участниками и дизайн тренинга. Обычно никто не спрашивает: научите ли вы хорошо проводить упражнения (ерунда какая, возьми, да проведи, правда?).

А вот и очень зря, потому что у многих начинающих (и не очень) тренеров именно в этой области обнаруживаются зоны роста.

Мы у себя используем такой сленг: у упражнения есть цель, «движуха» и разбор (дебрифинг).

Большинство тренеров, выбирая упражнение для тренинга, увлекаются «двихужой» (сами этим страдаем). «Тут надо будет построить башню, а потом переправу, а потом аэропорт, и инструкции сделаны так, что в процессе очевидно все переругаются»! Огонь! Беру!

Или, допустим (реальная история) посреди тренинга продаж врывается в зал чувак в маске с пистолетом, подбегает к одному из участников, приставляет ему пистолет ко лбу и гробовым голосом говорит: «А ну-ка убеди меня, почему я не должен тебя убивать!!» (подразумевается, что это мы тренируем навыки аргументации). Или возьмем какую-нибудь групповую дискуссию и обязательно, чтобы надо было решать кого убьем, а кого нет (например, в каком порядке будем спасать заложников у террориста). Навыки групповой дискуссии и офигенные осознания ведь тогда только приходят, когда мы вопросы жизни и смерти поднимаем (на бизнес-тренинге). По-другому-то никак.

Яркая «движуха» развращает тренера. Обычно участники легко втягиваются в эмоциональные упражнения и активно в них участвуют, а после упражнения находятся под впечатлением. Но какая на самом деле от них польза? Зависит от цели и от того, насколько качественно она сформулирована.

У нас в компании тренер, предлагая «движуху» для тренинга, очень быстро услышит вопрос: «Какая цель??». В ответ надо по-хорошему сформулировать 3 вещи:

  1. собственно цель упражнения: что участники осознают или потренируют
  2. зачем (т.е. насколько то, что они осознают или потренируют, действительно необходимо им в их реальной рабочей деятельности)
  3. почему именно эта «движуха» наилучшим образом подходит для достижения этой цели?

Немного о каждом из пунктов подробнее.

1. Что именно участники осознают/потренируют?

Цели должны быть сформулированы очень конкретно. Не может быть, например, такой распространенной цели упражнения как «потренируют навыки командной работы». КАКИЕ навыки командной работы? Их миллион! С такой целью в мире каждый день проходят упражнения, где участники падают с лестниц, прыгают в мешках, перелезают куда-нибудь – и по факту не тренируют ни-че-го. Совсем уже грустно, когда и цели нет, и «движуха» не огонь: участники что-то обсуждают, выписывают на стены, презентуют… Зачем – непонятно.

2. Зачем им эти навыки в их реальной деятельности?

Возьмем для примера распространенное упражнение «Кот Леопольд», которые в куче тренинговых книг проходит по грифом «упражнение для наработки навыков аргументации». Если вы не знаете, суть упражнения в следующем: в группе одна мышь, один настоящий Леопольд, а все остальные – фальшивые Леопольды, которые хотят сожрать мышь и поэтому должны всячески убедить ее, что именно он и есть настоящий Леопольд. Классная движуха, да?

Теперь давайте посмотрим на цель. Навыки аргументации у нас тренирует один участник – тот, кто настоящий Леопольд. Все остальные тренируют навыки… вранья. Это те навыки, которые необходимы нам в нашем бизнесе и реальном процессе продаж?..
(К слову сказать, один раз я видела, когда это упражнение имело смысл в тренинге – в банке в теме «Распознавание мошенничества». Чувствуете теперь смысл для реальной деятельности?)

3. Почему именно эта «движуха»?

Если мы хотим, чтобы, допустим, люди осознали, что им сложно принимать групповые решения (так себе, кстати, цель — подумайте, почему), то зачем нужен именно такой драматический сюжет (например, решим, кому из 12 человек дадим донорское сердце, остальные помрут)?

Я вам скажу, можно предложить участникам проранжировать что угодно, хоть предметы в зале, где они сидят, и при должном профессионализме тренера они обязательно увидят, что им сложно принимать групповые решения. Более того, скорее всего, осознают это лучше, потому что когда «движуха» сильно эмоциональная, люди потом вообще почти ничего про нее не помнят, кроме того, что это было «ой-ой-ой». Зачем нужен такой эмоциональный сюжет?? (я не говорю, что он в принципе не нужен, но цель должна быть продумана очень-очень хорошо).

И так происходит с огромным количеством (в том числе распространенных) упражнений. С виду кажется, это совсем несложно – поставить цель на упражнение. На самом деле, это один из самых сложных навыков, с которым наши участники на курсе бьются полгода. Если цель поставлена правильно, у участников не возникает вопросов «Зачем мы это делаем?», «Какое отношение это имеет к нашей работе?» и перестают докапываться до тренера «А сами-то вы… (продавали, управляли, плавали, копали)??». Потому что смысл обучения становится им очевиден.

(А потом это упражнение надо еще и качественно разобрать, но об этом уже в следующий раз)