- Если вы только начинаете бизнес, не ищите «первый круг» людей на рекрутинговых ресурсах. Главным хантером и евангелистом проекта можете быть только вы. И к вам должны прийти люди, мотивация которых сейчас НЕ НАЙТИ новую работу, а работать именно у вас, веря в ваш продукт и делая его миллиардным бизнесом. Ни один джоб борд или хантер таких людей не найдут — мы не евангелисты вашей идеи, мы ищем лучших в найм.
- Ядро проекта (ключевые люди, принимающие основные стратегические решения) должно быть не больше 5 человек. Запомните, чем ключевых людей больше, тем дольше принимаются любые решения, ведь нужно выслушать всех и в результате договорится о едином видении.
- Собирая ядро проекта, обкладывайте себя людьми с отличными от вас компетенциями. Вы никогда ничего не сделаете, если будет в ядре проекта три специалиста по маркетингу, но ни одного по технологии.
- Собирайте в ядро людей с разным темпераментом. Одни холерики или меланхолики никогда не смогут ни договориться, ни сдвинуть проект.
- Старайтесь, чтобы в ядре проекта не было очень много харизматиков. Они гарантированно начнут конфликтовать за власть и внимание. в результате разделят ваш проект на несколько враждующих лагерей, что очень опасно.
- Собирая команду, всегда руководствуйтесь принципом МИНУС ОДИН. В каждом отделе , где больше 2 человек, должен быть этот принцип — берем на одного человека меньше. чем считаем нужным. Во-первых, экономите ФОТ (а это главная нагрузка), во-вторых, даете возможность людям ДУМАТЬ и оптимизировать свою работу, в а также расти.
- Будьте готовы к тому, что часть людей, с которыми вы начинаете, уйдет. Поэтому раздавайте доли «бдительно», иначе вы постепенно останетесь без долей. чтобы нанимать новых людей, а при этом у вас за спиной будет куча «пассажиров» с долями, которые не помогают, а иногда мешают. Поэтому доли даем не сразу, а ежегодно. исходя и двух параметров: измеримые достигнутые результаты + время работы в компании.
- Юзайте менторов. У вас нет финансов купить компетенции такого уровня, а отдав очень маленькую долю или просто сильно польстив, вы получаете качественную экспертизу. связи и возможности. только, договариваясь с ментором, четко прописывайте в договоре количество часов , которые он вам должен и что еще (по пунктам) он должен для вас сделать.
- Работайте больше других. Вся эта история про «работать нужно не 12 часов, а головой» — это сказки стартапов, придуманные ПОТОМ, когда уже бизнес состоялся. ничто не демотивирует команду сильнее, чем фаундер. скачущий по выступлениям, а не работающий над продуктом.
- Хвалите. Находите реальные поводы (пусть мелкие) и хвалите людей. Это не просто улучшает вам карму. Это позволяет вам недоплачивать людям (извините за цинизм). Запомните, все эти правила действительны, пока в вашем стартапе менее 50 ШТАТНЫХ сотрудников и проекту менее 3 лет. Если хотя бы одно из этих условий превышено, начинаются совсем иные истории.
Оригинал на странице Алёны Владимирской.