Алексей Каптерев, автор книги «Мастерство презентации», сегодня опубликовал свое мнение о том, сколько времени требуется на подготовку презентации.
На каждом втором тренинге меня спрашивают, сколько времени в среднем занимает подготовить одну презентацию. Я понимаю, зачем нужен этот вопрос. Людям хочется как-то нормировать бизнес-процесс, оправдать свои временные затраты или наоборот, ограничить сотрудников в расходовании времени.
Я никого не хочу обижать, но вопрос этот полностью безумный. Не существует такой вещи как «стандартная хорошая презентаций». Ответ на вопрос «сколько времени» зависит от слишком большого количества неизвестных и переменных. Проще и дешевле сделать, чем посчитать, сколько это будет стоить.
1. Каков объем презентации?
Самое очевидное. На большие презентации уходит много времени, на презентации поменьше — поменьше, на очень маленькие… вы поняли. Иногда на них уходит очень много времени, потому что есть другие факторы кроме объема.
2. Собирается ли презентация из полуготовых частей или делается с нуля?
Есть ли тезис или его нужно формулировать? Хватает ли доказательств? Насколько трудно их получить? Иногда в процессе подготовки приходится собирать очень много информации, делать большие исследования. Между «я делаю исследование» и «я делаю презентацию» нет четкой границы.
3. Это многоразовый документ или сопровождение рассказа?
Что такое презентация? Файл для чтения в формате PPT? Сопровождение выступления? Должны ли слайды быть понятны человеку, который пропустил выступление? На файл для чтения скорее всего нужно больше времени, потому что в отличие от живого разговора, в документе автор не может ответить на вопросы читателя в тот момент, когда они появились. Значит, нужно все особенно тщательно продумывать. В документе намного выше роль дизайна и сами слайды сложнее — поскольку нет сопровождающей речи, приходится больше писать.
4. Какова цена вопроса? Какова цена ошибки?
Однажды я выступал на международной конференции в Амстердаме и это выступление казалось мне очень важным. Я репетировал 4 раза в компании специально приглашенных людей.
В другой раз я помогал готовить презентацию с ценой вопроса в 20 миллиардов рублей. В ней было ровно ноль сценарной работы, потому роль презентации в продаже была небольшой. У нас не было одной-единственной попытки, от которой зависело все. Было также понятно, что такие покупки не совершаются на базе одной презентации, это длинный процесс, где Excel важнее, чем PowerPoint.
В третий раз цена вопроса была всего 14.6 миллиардов рублей. Старались очень сильно. У нас была всего одна встреча с очень высокопоставленным человеком и решение он скорее всего принял бы немедленно. Все, что можно было сделать заранее, мы хотели сделать заранее.
Хорошую презентацию можно сделать и за 15 минут, и за месяц. Можно даже сымпровизировать. Я слышал, что Черчиль тратил час времени на каждую минуту выступления, но он был премьер-министр и от его слов много что зависело. Что зависит от вашей презентации? Какого возврата вы ожидаете на ваши инвестиции?
Последний вопрос — самый важный, он задает другую рамку мотивации. Вопрос «сколько времени это займет» чаще всего задается из желания сэкономить время на что-то неприятное и ненужное. Вопрос «какого возврата вы ожидаете» — это не о том, как сэкономить, это о том, сколько проинвестировать. Так, на мой взгляд, как имеет смысл относиться к подготовке презентации — не как к затратам, а как к инвестициям. Отношение полностью меняет как процесс подготовки, так и ее результат.
Вопрос: А вы что думаете по этому поводу?